Firenze, Florence, Florenz, Флоренция - как трудно быть художником, когда над городом витают великие
тени. Вазари и Рафаэль, Микеланджело и Челлини. Не витают, нет -
довлеют, стоят за спиной, почти хватают за руку. Про «тяжело художникам» не я
придумала - прочитала в одном путеводителе, правда, сказано было про Рим. А
вспомнилось во время прогулки по залитой солнцем столице Тосканы при виде
творений местных граффитистов. Даже они, да, эти уличные художники, сама
свобода и раскрепощенность страдают под грузом отягощенных искусством веков. Вынуждены делать экивоки,
поминать всуе и нет, и наоборот – избегать даже намека на высокий стиль и
художественность.
На стенах можно
было увидеть цитаты и ассоциации. Обнаружить побег в сторону "наскальных
рисунков", клоунаду, использование банального трафарета. Война с кумирами
на желтой штукатурке исторических зданий: один пытается утопить шедевры из
галереи Уффици, другой, очевидно, критик, тут же оставляет свою немногословную
безжалостную рецензию: Boring!
Третий портит
белую стену черепом-печатью, круглым как тенисный мяч. Мяч подхватывает
следующий игрок, он превращает его в Йорика, росчерком маркера, рисуя силуэт
задумавшегося Гамлета, больше напоминающего Шрека. Boring? И маска, парафраз на посмертный слепок с лица Данте из Палаццо
Веккьо, - смертельный китч с ярко накрашенными губами. И подводный Пикассо. И
Наполеон (?).
Флоренция! -
напомните мне вы, - как можно обращать внимание на всю эту уличную ерунду во
время прогулки по одному из прекраснейших городов? Прекраснейший город
прекрасен на открытках: синее небо, терракотовые крыши, купол знаменитого
собора возвышается над ними - идиллия. И да, она открылась - и мне как туристу
с балкона дворца, вид был запечатлен моею фотокамерой и хранится дома на
жестком диске. Во веки веков. Как и многие другие, большей частью ничего не
говорящие фотографии флорентийских "реперных" точек, маркеров
"здесь был я", а также еще менее значимые виды просто улиц, просто
площадей, просто зданий, просто дверей, витрин и крыш.
непрошенное; все туристы, зрители, зеваки. По ту сторону - флорентийцы и их гости, прекрасные вещи, улыбки, свет, чистота. Итальянский дизайн и итальянская роскошь - все только за порогом.
У нас, оставшихся снаружи, есть, по большому счету, только два варианта: смириться с ролью туриста, увидеть только то, что город готов нам показать, – выстояв безумные очереди в галереи и церкви, состояшие из таких же, как мы; утолять телесный голод мороженым на ходу, жажду - тепловатой водой из городских колонок. Либо: выучить итальянский, ездить постоянно в Тоскану / Флоренцию, подружиться за пару веков с одним из автохтонов, может быть, граффитистом, увидеть город изнутри, полюбить.
Текст и фото: Елена Невердовская
Еще про Флоренцию:
Елена Невердовская "Интервенция утописта: захват ратуши, взятие форта". О выставке Яна Фабра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий